03.02.2025
В программу XVIII ВСЕРОССИЙСКОГО БУНКЕРНОГО ФОРУМА (СПБ 26-27.06.25) планируется включить следующие вопросы:
02.02.2025
Коммерсант: порты Балтийского бассейна увеличили свои показатели по грузообороту по итогам 2024 года.
29.01.2025
XVIII ВСЕРОССИЙСКИЙ БУНКЕРНЫЙ ФОРУМ СОСТОИТСЯ в Санкт-Петербурге 26-27 июня 2025 г.
25.10.2024
Череповецкий судостроительный завод спустил на воду буксир, названный в честь Марка
Михайловича Зингера, директора «Инженерного центра судостроения».
06.09.2024
Вебинар «Биржевые торги и физические поставки отработанного растительного масла (ОРМ) –
компонента судового биотоплива»
19.06.2024
Завтра, 20 июня в Санкт-Петербурге открывается XVII ВСЕРОССИЙСКИЙ БУНКЕРНЫЙ ФОРУМ.
23.05.2024
Генеральный дистрибьютер завода CavMac (Ирландия) представит свой ассортимент рукавов для бункеровки европейского производства на XVII ВСЕРОССИЙСКОМ БУНКЕРНОМ ФОРУМЕ (20-21.06, Санкт-Петербург).
15-17 сентября в г. Новороссийске состоялась II-я межотраслевая конференция «Государственное регулирование в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях и территории Российской Федерации», где о совместной инициативе Ассоциации с АО ЮЖНИИМФ о законодательном закреплении рискового подхода к расчету потенциального объема разлива нефти и нефтепродуктов как основы взаимодействия государства и бизнеса сообщил в своем докладе председатель Совета Ассоциации.
Проблема заключается в том, что существующий в настоящее время порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях устанавливает ответственность хозяйствующих субъектов на уровне так называемых максимальных расчётных объёмов разливов нефти и нефтепродуктов, которые определяются требованиями в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2366 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", при этом для ликвидации последствий данных катастроф эксплуатирующей организацией за свой собственный счёт должны быть сформированы силы и средства (спасатели, суда, оборудование ЛРН) в полном объёме, достаточном для устранения максимального расчётного разлива или привлечены на возмездной основе профессиональные АСФ.
В то время как в соответствии с общемировой практикой (Руководства ИМО, ITOPF, IPIECA), реагирование на разливы нефти и нефтепродуктов производится с применением рискового подхода, основанного на результатах оценки риска и последствий аварийных происшествий для людей и окружающей среды. Обычно применяется трёхуровневый подход, когда разливы делят условно на три категории:
А на хозяйствующие субъекты возлагается в полном объёме вопросы ликвидации разливов исключительно локального (местного) уровня. Вопросы ЛРН регионального уровня относятся обычно к компетенции портовых властей, которые формируют силы и средства из имеющихся в морском порту и близлежащих районах. Вопросы же ЛРН федерального уровня относятся к компетенции национальных (центральных, федеральных) властей и решаются за счёт группировки, сформированной из сил и средств собственно национальных, региональных и локальных.
Подобный подход заложен и в Положении об РСЧС. Так, в п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» сказано о том, что ликвидация ЧС локального характера осуществляется силами и средствами организаций, муниципального – силами с средствами органов местного самоуправления, регионального – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и так далее.
Однако, данный подход не применяется к вопросам организации работ по ЛРН на морских акваториях, где ППРФ - 2366 напрямую возлагает ликвидацию любых разливов вплоть до максимальных, на эксплуатирующую организацию. Более того, классификация разливов нефти и нефтепродуктов на море в настоящее время отменена.
При этом для эксплуатирующей организации это неподъемная задача, что в конечном счете приводит в масштабах отрасли к созданию иллюзии обеспечения надлежащего реагирования на потенциальные разливы нефтепродуктов, что называется «на бумаге», без учета реальных возможностей как эксплуатирующих организаций, так и существующих профессиональных АСФ.
Вместе с тем в настоящее время в РФ существует способ классификации разливов нефти и нефтепродуктов, защищённый патентом на изобретение № 2656252 (патентообладателем, насколько известно, является Акционерное общество ЮжНИИМФ), в котором реализован трёхуровневый подход с адаптацией к имеющейся классификации чрезвычайных ситуаций согласно Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и функциональной подсистеме Росморречфлота.
Рабочей группой по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере водного транспорта, в рамках обсуждения издаваемого ПП РФ – 2366, была поддержана необходимость перехода от фиксированных максимальных расчётных объёмов разливов нефти и нефтепродуктов к наиболее вероятным расчётным объёмам разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с рисковым подходом.
С учетом изложенного в целях обеспечения надлежащего реального, а не на бумаге, реагирования на потенциальные разливы нефтепродуктов,
Предлагается:
- переработать весь комплекс нормативно-правовых актов по вопросам ЛРН на море с применением рискового подхода;
- разработать классификацию разливов нефти и нефтепродуктов на основе оценки риска и вероятных последствий аварии для населения и территорий (акваторий), законодательно закрепив количественные показатели классификации уровней разливов;
- снизить порог ответственности хозяйствующих субъектов до локального уровня разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с международной практикой и Положением об РСЧС (п. 30 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);
- распределить ответственность за ликвидацию последствий катастрофических (превышающих локальный уровень) разливов между компетентными органами государственной власти;
- определить порядок привлечения сил и средств организаций к реагированию на катастрофические разливы;
- разработать порядок финансового обеспечения всех уровней функциональной подсистемы на разливы любых объёмов нефти – от минимального до максимального.
Для реализации означенной инициативы потребуется проведение соответствующей научно-исследовательской работы.
О поддержке указанных предложений и необходимости проведения соответствующей научно-исследовательской работы заявлено в итоговой Резолюции нашей Конференции.
При этом со стороны Ассоциации, на площадке секции «Государственная политика в области морского и внутреннего водного транспорта» Научно-технического совета Министерства транспорта (членом которого является председатель Совета Ассоциации), в ближайшее время будет поставлен вопрос о необходимости проведения соответствующей научно-исследовательской работы.